Приучайте детей к успеху с детства

8 (800) 77 55 693 (для России)

8 (499) 372 11 96 (для Москвы)

Дети и карманные деньги

дети и карманные деньгиВ нынешних условиях деньги играют немаловажную роль – без них невозможно прожить. Чтобы прожить деньги нужно заработать, а заработав благоразумно потратить. И благоразумию в финансовых вопросах учатся с самого детства. Во многом финансовая грамотность детей зависит от родителей, которые приучают распределять и тратить деньги правильно. Но как научить ребенка правильно тратить, чтобы современные реалии не загнали будущих детей в бесконечные кредиты и безденежье?

Уже в четыре года ребенка можно брать в магазин и  даже допустимо, чтобы малыш принимал активное участие в выборе продуктов. Если же малыш попросит купить очередную машинку или куклу, родители могут отказать, аргументируя свой отказа тем, что игрушка стоит дорого и на эти деньги можно купить малышу йогурт или яблочки. Тем самым ребенок привыкает в тому, что покупать нужно не все, что есть на полках, а лишь то, что действительно нужно.

В пять лет ребенок может сам рассчитаться на кассе под присмотром родителя. Это позволит ребенку сформировать реальное представление о финансовом обороте и роли заработанных денег родителями.

В шесть-семь лет детям можно дать некоторую сумму на проезд или завтрак в школе, покупку ручек и тетрадей. Важно доверить ребенку самому распределять карманные расходы. Как правило, количество карманных денег значительно ограниченно, и бывает зло берет, когда ребенок деньги, выделенные на завтраки тратит на какую-нибудь игрушку в магазине. Вот поэтому и важно начинать приучение детей к деньгам как можно раньше, так как в более взрослом возрасте потраченная зазря сумма может быть куда больше.

Постепенно можно ребенку доверить самостоятельно совершать те или иные покупки. Можно дать поручить купить что-нибудь определенное, например, написать список, где будет указаны следующие продукты: хлеб, молоко, творог и печенье, и выдать определенную сумму денег и попросить принести еще и сдачу.

Однако, родители, понимая, что ребенок может купить не то, что надо, стараются сами покупать все необходимое, не подключая к этому детей. Но тем самым, не приучая ребенка к выбору, не обучая к правильному поведению в магазине, подросшие дети в магазине или заработав первые деньги оказываются в смятении, не имея представления как правильно поступить.

Детям нужно рассказывать о том, что родители получают деньги, что они делают на работе. Будет не лишним вовлечение детей в составление семейного бюджета.

Для воспитания правильного отношения к деньгам у детей можно прибегнуть к следующим советам:

С самого раннего возраста выделяйте ребенку карманные расходы, при условии, что он их будет тратить разумно, а в случае растраты его «касса» не пополнится до следующего раза;

Не платите ребенку за работу по дому и за учебу, это те обязанности, которые он должен выполнять на общих условиях;

Если ребенку выделяется некоторая сумма на карманные расходы, то не должно быть жесткого контроля, но ребенку могут даны советы как лучше потратить эти деньги. В одном из психологических тренингов для родителей мама рассказывала, что дочка третьеклассница, выделенные деньги на дорогу решила потрать на разговаривающую куклу, а в школу и обратно домой решила ходить пешком. Так и сделала, несмотря на объяснения и доводы родителей. Когда девочка купила себе куклу, то радость была недолгой, игрушка достаточно быстро дала сбой и перестала говорить. Девочка проплакала весь вечер, после чего сказала, что не будет тратить деньги на всякую дешевую ерунду. Так она и сделала;

Научите ребенка соотносить его приход-расход средств, чтобы он мог оценивать ситуацию;

Приучайте ребенка откладывать некую часть денег «на запас». Тем самым дети научатся откладывать деньги на будущее и контролировать расходы;

С выделением карманных денег, перестаньте ребенку сами покупать всякие мелочи и вкусносности – теперь он сам должен распределять расходы между своими нуждами;

Если ребенку выделили какую-то часть денег, то потом забирать обратно их нельзя под разными предлогами, также нельзя заставлять купить что-то конкретное;

Часто на психологических тренингах взаимодействия родителей и детей поднимается вопрос о раннем трудоустройстве детей. И здесь стоит сказать, что если ребенок выразил желание устроиться на работу, то лучше этому не препятствовать. Однако можно с ребенком обсудить следующие вопросы: будет ли подросток успевать учиться, как это скажется на его здоровье, и как будет происходить оплата. При положительном решении этих вопросов ребенку имеет смысл поработать, т.к. у подростка будет более осознанное отношение к деньгам и родительскому труду.

Подростку нужно давать строго фиксированную сумму в месяц, чтобы он учился планированию предстоящих трат.

Родителям нужно понимать, что детей в школе не учат финансовой грамотности. Поэтому воспитание осознанного отношения к финансам у подрастающего поколения ложится полностью на плечи родителей. Только в семье дети учатся ценить, считать, планировать деньги и расходы, приучаются приумножать имеющиеся, отдавать долги, давать в долг и делиться, получают опыт жить по средствам, четко планируя и контролируя траты, а также привыкают обсуждать финансовые вопросы, отдавать отчет своим действиям.

Разумовский Денис