Главная » Статьи » Эффективный тайм-менеджмент для учеников

Эффективный тайм-менеджмент для учеников

Эффективный тайм-менеджмент для учеников

Загруженность, а вместе с ней и усталость, знакомы нам еще с детства. А детям современным и вовсе не позавидуешь: огромная нагрузка в школе, плюс еще и занятость в различных кружках и секциях. А в следствии этого дети жалуются на нежелании учиться, родители разводят руками от безысходности, что ребенок стал пассивен и ничего не хочет. В чем же выход, и есть ли он, интересуются родители на тренингах детско-родительских отношений в интернете.

Одним из эффективных методов распределения можно назвать тайм-менеджмент. Его суть заключается в том, что он позволяет расставить все дела четко по иерархии и определить приоритет дел на день.

Можно возразить тем, что у детей итак есть расписание, которого придерживаются в школе, расписание в различных секциях. И с этим фактом никто не будет спорить. Но между этими занятиями есть временные интервалы, в которых может поселиться настоящий беспорядок: нет определенного времени на уроки, заваливается время на подготовку к экзаменам и контрольным работам, забываются тренировки, последовательность дел не определена, много времени уходит на вскармливание «пожирателей времени»: компьютер, телефон и телевизор, а между тем есть огромное желание пообщаться с друзьями, семьей и питомцами домашними.

И чем раньше ребенок научится сознательно управлять своей жизнью, потоком дел, тем раньше он поймет – он хозяин своей жизни. А запись расписания позволяет время систематизировать и увидеть возможные ошибки в планировании своего дня.

Но надо учитывать, что жизнь школьника невозможно расписать поминутно, как бы того не хотелось. И здесь на помощь может прийти подход, предложенный Г. Архангельским. Он предлагает расставлять по времени дела, которые имеют конкретные временные границы и обязательны. Сюда можно отнести время в школе и секциях, домашние занятия также подпадут в эту категорию.

А есть за день и дела, которые называются гибкими, то есть у них нет четкой привязки ко времени, но за день они могут возникнуть. Эти дела записываются на отдельный лист бумаги и тоже делятся по иерархии: сначала те дела, которые требуют не менее 40 минут, и определить в какой промежуток дня его можно поставить. И это необходимо проделать со всеми остальными гибкими делами.

Также в помощь себе ребенок может прибегнуть к контекстному планированию. Оно заключается в том, что ребенок может привязать то или иное занятие к внешним или внутренним факторам. Так, это может быть привязка к другому человеку: «Когда увижу Аню, то узнаю», к внешним обстоятельствам: «Если не будет урока, то» или «Пока буду ехать в автобусе…», а также внутренние состояния: «Когда будет настроение…» или «Когда буду дома один…».

Не секрет, что жизнь человека состоит не только из кратковременных задач. Чаще всего бывают долгосрочные проекты, которые требуют большие временные затраты. У школьников это могут быть исследования по тем или иным предметам, контрольные годовые, и, конечно же, экзамены. Г. Архангельский предлагает в этом случае прибегнуть к помощи структурного внимания. На наших тренингах детско-родительских отношений для родителей подростков мы предлагаем использовать такую схему:

  • Записать в блокнот эту задачу (например, подготовиться к экзамену по русскому языку);
  • Разбить одну большую задачу на маленькие задачи и подзадачи, пока не появится понятная и прозрачная система;
  • При составлении плана на день и неделю обращаться к подзадачам и ставить их в расписание;

 

Этот подход достаточно экологичен хотя бы тем, что перед глазами ребенка уже не одна большая задача – сдать экзамен, а множество маленьких подзадач, которые вполне под силу ребенку.

 

При планировании расписании следует учитывать, что:

  • Расписание должно составлять регулярно на день и на неделю;
  • Расписание должно быть записано. Желательно на бумагу и быть на видном месте, но можно использовать и мобильные приложения;
  • При написании расписания нужно учитывать приоритетность дел, от самого важного к менее важному;
  • План должен быть исполняемым и реальным, чтоб все записанное успевалось.

Подобные правила просты в использовании, но в первое время дети могут столкнуться с трудностями, поэтому им может понадобиться помощь родителей. Отдельно хочется отметить, что эти правила прекрасно подойдут не только детям, но и их родителям. Нет ничего ценнее, чем время и чем раньше научишься им грамотно распоряжаться, тем меньше придется сожалеть о потраченном времени!