Приучайте детей к успеху с детства

8 (800) 77 55 693 (для России)

8 (499) 372 11 96 (для Москвы)

Если ребенок не хочет учиться…

не-учиться Заинтересовать ребенка в учебе не так-то легко. А если еще вспомнить, что есть ненавистные предметы, оценки так себе и не все учителя нравятся. То задача кажется и вовсе не выполнимой. Ученик, полдня отбыв в школе, придя домой, вынужден делать столь нелюбимые домашние занятия. А душа так и просится на свободу, ему бы побегать, попрыгать, поиграть в конце концов с друзьями. И в мире, окружающем юного творца, много всего интересного и увлекательного, а его заставляют сидеть за уроками, приговаривая, что ему «надо» их делать, он «должен», и самое главное — «это твоя прямая обязанность». И тут уже совсем ничего делать не хочется.

И эта ситуация вызывает у родителей много трудностей. С одной стороны, постоянно наказывать ребенка и требовать хороших оценок, то учение скоро превратится в мучение. Но с другой, пустить все на самотек и дать ребенку самому контролировать учебный процесс крайне рискованно и вся школа сойдет «на нет».

Уставшие от раздумий родители находятся в растерянности. Ведь каждый родитель хочет, чтобы их ребенок был самым-самым во всем, но в тоже время достижение этой цели требует постоянного давления на ученика, а нередко приходится и заставлять его делать то, что он хочет меньше всего. И каждый раз выполнение домашнего задания превращается в маленькую войну.

Здесь на помощь родителям могут прийти небольшие подсказки, которые помогут преодолеть противостояние их школьника, и может быть даже он сможет полюбить некоторые предметы и проявит интерес к школьным занятиям.

1. Желательно объяснить ребенку, зачем и для чего он учится. Сложно ожидать прилежности и заинтересованности, если человек не понимает зачем оно ему надо, и какая польза ему с этого. И тут может помочь рассказ родителей о том, как и когда им помогла учеба, чего они смогли достичь благодаря школе.

2. Пример родителей или история о супер-герое служит надежным помощником в обучении.Знание, что родители тоже не любили учиться, но несмотря на это успешно осваивали учебную программу, то ему легче будет справиться со своим нежеланием сидеть над уроками. Плюс добавим сюда веру родителей в успешность их ребенка, то получаем, что ребенок будет стремиться быть похожим на них, будет им подражать. Поможет и рассказ, что его любимый супер-герой тоже хорошо учился (в противном случае он не смог бы спасать других) то очень вероятно, что ребенок проявит интерес к знаниям, которые помогают спасать других. Так, например, если бы Человек-Паук был двоечником, то ему было бы тяжело определить, получится ли с помощью паутины притормозить поезд.

3. Неспособность ребенка сосредоточиться вероятнее всего показатель, что у него информационная перегрузка или он слишком возбужден. И тут нужно дать ребенку скинуть лишнюю энергию, например активной игрой или выполнением полезного поручения, физической активностью (можно подключить его к наведению порядка в квартире).

И тут сразу вспоминается история, когда за помощью обратилась мама второклассника, который часами сидел над уроками и вместо кропотливой работы «ловил ворон». Когда же стали выяснить причину этой рассеянности, то выяснилось, что в семье действовало правило: пока не сделаешь все уроки из стола не выйдешь. И какой же протест это вызвало внутри юной души! Как оказалось, хватало его на кропотливый работы на 15-20 минут, а дальше он начинал отвлекаться на все подряд и, в итоге, уроки откладывались до глубокого вечера.

Поэтому родителям было предложено пересмотреть введенное ими правило на более гибкое, соответствующее возрасту ребенка. Так, мальчику разрешили через каждые 20 минут выходить из стола и в течении 5-10 минут побегать, попрыгать, попить чаю с печенькой, в конце концов.

И стоит ли говорить, что после незначительного изменения правила, мальчик стал с большей увлеченностью и сосредоточенностью выполнять уроки.

4. Важно разобраться в причинах нежелания учиться, если это стало постоянным явлением в семье. Есть вероятность того, школьник испытывает сложности в школе: ссоры с одноклассниками, плохие отношения с педагогами, и т.д. И в этом случае, в первую очередь, нужно расположение ребенка к родителям, чтобы он мог им довериться и рассказать о своих проблемах. Когда станет известна причина отсутствия желания учиться, стоит заняться ее решением. Интересуйтесь школьной жизнью вашего ребенка, слушайте его. Тогда ему легче разрешить его проблемы в школе, зная, что у него есть крепкое плечо, которое его поддержит в самых разных жизненных ситуациях.

5. Бывает, что дети своим нежеланием учиться, стараются привлечь к себе внимание родителей. Здесь стоит задаться вопросом не стал ли ученик получать меньше родительского внимания. Или возможно критику в свой адрес он слышит чаще, чем похвалу. Возможно, в силу каких-то обстоятельств ребенок перестал чувствовать вашу любовь и заботу. Тогда нужно некоторое время делать уроки вместе с ним (но не делайте за него), и поддерживать его усердие и старание, пусть даже самое незначительное. Ребенок должен чувствовать, что он любим в любых обстоятельствах.

Не так давно на психологическую консультацию с просьбой помочь разобраться с нежеланием ребенка учиться обратилась родительница ученика третьего класса. В ходе работы стало известно, что в их семье не так давно произошло пополнение. И старшего ребенка как подменили – из отличника и прекрасного сына он превратился в «головную боль» семьи и школы.

После некоторых вопросов стало ясно, что до появления младшего ребенка, старший был в семье кумиром — все внимание родителей было в его власти. Он вместе с мамой делал уроки, каждые выходные ходил с отцом на прогулки, и т.д. Но после появления младшего ребенка ситуация, естественно, изменилась: уроки теперь он должен был делать сам, отец на выходных возился с малышом. И старший ребенок решил с этим как-то бороться. А что может быть лучше, чем нежелание учиться? Тут и под стол на уроках можно залезть, и дома уроки не делать. Так уж точно мама и папа обратят внимание.

Следовательно, маме было рекомендовано быть рядом со старшим сыном, когда он делал уроки, проверять его домашние задания, отмечать, что сделано хорошо. Не наказывать и не ругать за ошибки. Выделить общее занятие, которое они могли бы с сыном вместе делать.

Также было принято решение, что каждый родитель проводит со старшим сыном не менее 20 минут. В это время они занимаются всем тем, чем захочет ребенок.

Таким образом, мальчик вновь смог «вернуть» родителей, но уже хорошим поведением.

6. Обучайте ребенка спокойно относиться к трудностям. В жизни ребенка не очень приятная отметка повод для огорчений, но если донести и рассказать, что бывают и неуспехи, происходят неудачи, то это позволит ему с меньшим переживанием относиться к таким моментам в жизни. Поэтому не стоит ругать или наказывать ученика, если он принес плохую отметку и сам этим событием огорчен. Будет лучше, если он узнает от родителей, что не все потеряно и он может в следующий раз сделать лучше.

7. Дайте ребенку час, а то и полтора часа отдыха после школы. Рассеянность и усталость после школы мешают ребенку сосредоточиться на уроках, в результате появляются психи, злость, и, в конечном счете, полный отказ от дальнейшего выполнения заданий.

8. Отсутствие желания учиться может быть связано с элементарной скукой. Согласитесь, что выполнение домашнего задания не самое интересное занятие в жизни ребенка. Поэтому важно создать положительный фон перед началом занятий и поддерживать его самые незначительные успехи. То есть, перед уроками можно пошутить и посмеяться, может даже посмотреть короткий смешной мультик. А все остальные, более длительные развлечения оставить на потом.

9. Создайте для ребенка четкий режим дня с выделением времени для учебы и отдыха. Так ребенку будет легче на физиологическом уровне справляться с обучением, так как организм будет настроен на работу в нужное время. На родительских тренингах и вебинарах психологи помогают родителям составить индивидуальный режим дня ребенку. А если ваш ребенок был на тренингах «ПионерЛэнд», то тренеры, проводящие обучение, знают про его индивидуальные особенности, и подскажут верное решение в вашем конкретном случае.

10. И обратите внимание на те таланты, которые есть у вашего ребенка. У каждого человека есть определенные склонности и таланты. У кого-то они срытые, а других, наоборот, проявляются достаточно ярко. Поэтому нужно повнимательнее присмотреться к ребенку: какие у него способности? Это знание поможет определить творческую составляющую ребенка, и вероятно определит будущее направление в жизни ученика. И наиболее значимо это для учеников, у которых не «клеится» с учебой, но ярко проявляют себя в спорте или творчестве – будь то футбол или вокал. В этом случае, реализуя себя в любимом деле, ребенок найдет внутри себя ресурсы и для выполнения уроков.

В процессе психологической консультации такое решение подошло для семьи, где дочь-старшеклассница ничем, кроме шитья одежды не интересовалась. А уроках она рисовала эскизы для одежды, дома же по этим эскизам она шила одежду. Стоит ли говорить, что ей было не уроков? Родители хватались за голову — скоро выпускные экзамены и поступление, а девочка книги в руки не берет, из четверти в четверть натянутые тройки.

А решение нашлось в том, что с девочкой была найдена договоренность: родители записали ее на специальные курсы по обучению шитью и кройки, а девочка, в свою очередь, начала готовиться к обязательным выпускным экзаменам. Плюс ко всему она согласилась, что было весьма неплохо получить образование «Дизайн».

И собравшись духом, она все же смогла взяться за основные предметы, чтобы сдать экзамены и поступить.

К слову сказать, в вузе она одна из преуспевающих студенток.

И в завершении хотелось бы сказать что, безусловно, учеба является неотъемлемой частью в жизни ребенка и многие родители переживают за учебу своих детей. Ведь от этого многое зависит в будущем их ребенка: дальнейшая учеба, работа, и т.д. Но это далеко не вся жизнь. Больше нужно интересоваться самим ребенком, а его не успехи в школе и нежелание учиться вовсе не говорит, что он плохой и лентяй. Дети нуждаются в безусловном принятии родителей, независимо от того, что о нем говорит учительница, какую оценку он принес. Детям нужна вера родителей в его силы и способности. Как подмечено на родительских тренингах, в процессе обратной связи, что после этого, когда родители позволят себе немного расслабиться, ребенок начнет приносить столь долгожданные «4» и «5».

 

Бабко Екатерина