Приучайте детей к успеху с детства

8 (800) 77 55 693 (для России)

8 (499) 372 11 96 (для Москвы)

Как наказывать ребенка

Как наказывать ребенка«Ох! Какая мука – воспитывать!» — говорила знаменитая няня-«домомучительница» Фрекен Бок из мультфильма «Малыш и Карлсон», наказывая своего воспитанника Малыша за его «шалости».

Действительно, задача не из простых… Как воспитывать? Как наказывать? Можно ли избежать наказаний в процессе воспитания ребенка? Как, прибегнув к наказанию, не превысить меру строгости?

Обычно в семье существуют определенные правила, которые дети должны соблюдать. За невыполнение этих правил следует наказание. Наказывают, в основном, для того, чтобы ребенок больше не совершал тот или иной поступок и осознавал, что именно плохого он сделал.

Здесь стоит задуматься: когда наказание будет лишним и его можно избежать? На  тренингах детско-родительских отношений психологи советуют: ребенка не следует наказывать за следующие виды его деятельности:

За естественную познавательную активность. Не стоит ругать и наказывать сына (или дочь) за то, что он (или она) разобрал(а) недавно купленную машинку, чтобы узнать, как же она устроена. Позвольте ребенку брать в руки или даже пробовать на вкус то, что для него безопасно;

За возрастные и физиологические особенности. Ребенок может быть неусидчив, невнимателен, может не хотеть засыпать или есть. Зачем наказывать семилетнего ребенка за его «нытье», если он просится погулять на улице, а вместо этого вынужден целый час ходить с вами по магазину или стоять в очереди за чем-либо. Ведь ему физически тяжело это делать. Неудивительно, что он капризничает;

За отсутствие опыта поведения в разных жизненных ситуациях. Например, если ребенок впервые решил сам полить цветы и залил их;

За проявление естественных чувств. На родительских тренингах и вебинарах нередко можно услышать, что родители наказывают своих детей за из «некрасивое», но естественное поведение в каких-либо непривычных ситуациях. Например, к вам пришли гости, и ваш покладистый и хорошо воспитанный ребенок вдруг начинает носиться, все переворачивать и шуметь. Его пугает, что ваше внимание направлено на других людей, и он испытывает страх. Или наоборот, ваша дочка, застеснявшись гостей, убегает к себе в комнату и сидит там весь вечер. И в этом случае наказание только усугубит ситуацию;

За неосторожность. Например, девочка мыла посуду и по неосторожности разбила блюдце или чашку;

За нарушение неоговоренных границ. Если ребенку не говорилось, что открывать папин ящик с инструментами нельзя, а уж тем более брать оттуда что-то, то справедливо ли будет наказывать? Поэтому одна из задач, которую решают психологи и родители во время родительских тренингов, – это определение границ дозволенного.

Если все же ребенка нужно наказать, то родители могут немало времени потратить над размышлением, как все-таки правильно наказать, чтобы ребенок понял, почему он наказан и вынес из этого соответствующий урок?

 Для начала определимся с тем, что делать категорически нельзя и чего нужно избегать:

Физических наказаний. Из физических наказаний ребенок, как правило, выносит один урок: что в некоторых ситуациях можно причинять другим людям боль и оставаться правым. Ребенок, которого воспитывали путем физических наказаний, усваивает, что конфликты можно разрешать кулаками и пинками, а договариваться и искать более мирные пути разрешения конфликта — дело не столь нужное и важное.

Наказаний едой. Потребность в пище имеет не меньшее, а может и большее значение, чем родительская любовь. Лишая пищи свое чадо, родители рискуют тем, что у него появится ощущение абсолютной родительской власти, а это может спровоцировать агрессивное отношение и еще большее количество протестов у отпрыска.

Эмоционально жестокое обращение с ребенком. Сюда можно отнести крики, угрозы и запугивание ребенка, обзывания. Если родители не хотят, чтобы их дети выросли с комплексами и глубокими психологическими травмами, значительными затруднениями в общении, и т.д., то лучше отказаться от этих методов.

Лишать излюбленных вещей и угрожать испортить их. Мало того, что это жестоко, но и опасно — у ребенка теряется чувство «своего», коль за любую провинность ребенок может остаться без «своих» вещей. Воспитать ответственность возможно лишь тогда, когда у малыша есть «свое» и он за это отвечает, без риска, что у него могут отобрать любимую вещь, когда родители посчитают нужным.

Озвучивать нереалистичные угрозы. В этот пункт можно отнести такие обещания, как «отдам дяде», «… в детдом», «… в полицию» или того хуже – «Кощею» J)). Этот метод будет эффективен не очень продолжительное время, но с возрастом родительские предупреждения не найдут нужного отклика в душе подростка.

Напомним, наказание – это крайний вариант объяснений ребенку существующих правил в семье, которых он должен придерживаться. За их несоблюдение он несет ответственность. Родителям следует объяснить ребенку, что в семье делать запрещено, какие правила следует выполнять и что будет за их несоблюдение. Без сомнения, куда важнее пресекать неверное поведение, чем доводить дело до крайних мер.

Поэтому перед тем, как наказать, у родителей должно быть четкое представление для чего, за что и почему это необходимо сделать. И почему, собственно говоря, ребенок так себя повел и из-за чего нарушил оговоренное правило.

Если наказание действительно необходимо, то можно прибегнуть к следующим способам:

Стул для тайм-аута. Наибольшую результативность этот способ приносит с детьми 2-5 лет. Для этого выберите в дом один стул «для раздумий». Как только малыш начинает отказываться слушаться и делать то, что ему говорят, его нужно усадить на этот самый стульчик. Рекомендуется отводить время на размышления по возрасту ребенка – если малышу 3 года, значит и подумать ему нужно три минутки. Также возможно поставить песочные часы, чтобы и само чадо могло отслеживать время. Но сажать ребенка на стул нужно с объяснением, за что его туда поместили, почему, и что он должен сделать (подумать над своим поведением). Со временем стул можно заменить просьбой посидеть в комнате и подумать над совершенным поступком.

Лишение удовольствий. Провинившемуся будет отказано в том, к чему он очень привык и что он очень любит. Возможно, в семье принято читать книги перед сном? Или у ребенка есть определенное время для мультиков или игр? В этот список можно отнести и конфеты после супа, вечернюю ванну с пенкой и многое другое. Если же таких удовольствий нет, то срочно их вводите. Например, семья в выходные дни гуляет на свежем воздухе или все вместе смотрят какую-нибудь телепередачу, тогда отказ от этой прогулки или просмотра телевизора и будет наказанием. Если подросший ребенок проводит досуг за компьютерными играми, то возможно на один вечер лишить его этого удовольствия. Это один из способов, которые рекомендуют психологи во время консультаций родителям.

Лишение предмета нарушения правил. Достаточно эффективный способ, когда есть возможность им воспользоваться. Применять его нужно в случаях, когда есть возможность забрать то, что и вызвало конфликт. Сын везде разбрасывает везде свои вещи после школы? Отлично. Забираем их и оставляем вне зоны видимости непоседы. Часто берет телефон родителей без спроса? Ставим его на пароль и прячем в какой-нибудь ящик. Когда начнут поступать просьбы вернуть вещи или дать телефон, то нужно предложить ребенку подумать, почему родители так поступили. Пусть осознает произошедшее. После чего можно вернуть вещи с просьбой все положить на место, отдать предмет владельцу.

Наказание в шутку. К этому методу наказания стоит прибегать при незначительных оплошностях. Например, подросток «взял за моду» пререкается. Наказание — 15 приседаний. А за каждое возражение – еще 10. Получается очень эффективно и полезно для здоровья. А что самое главное – все негативные эмоции от наказания направляются в нужное русло. Так, одна из мамочек во время психологической консультации пожаловалась, что ее сын, не разуваясь, проходит иногда в свою комнату через всю квартиру. И вместо каких-то суровых наказаний ей было предложен этот способ. Удивительно, но конфронтация между мамой сыном стала значительно меньше, мальчик усвоил требование родителей: разуваться, когда проходишь в квартиру, пусть даже и на пять минут.

Помимо существующих способов наказания есть еще ряд правил, которых нужно придерживаться:

Наказание не должно наносить ни психологического, ни тем более физического вреда;

Наказание не должно быть «на будущее» и «для профилактики»Наказание должно быть только за реальный проступок;

Наказание не должно отменять награды. Не рекомендуется отнимать у ребенка то, что было ранее ему подарено. Если ему было дано какое-то обещание (будь то новый телефон на день рождение или семейный поход в кино), то отказывать ему в этом нельзя, при условии, что это не оговаривалось ранее. В общем, если вы обещали ребенку на Новый год или день рождение телефон, то обещание придется выполнить;

Наказание должно быть последовательным. Если наказание ребенка под влиянием раздражения или злости, но без реальных обоснований, то появляется непредсказуемость наказания, в результате может появиться тревога и стресс. И здесь стоит повториться еще раз: ребенок имеет право знать, за что и как он будет наказан;

Наказание должно быть пропорционально тому, что ребенок сотворил. Если ваш ребенок разбил вашу любимую чашку по неосторожности, то сажать его на стул было бы не совсем верно, и наоборот, если он сознательно ударил другого ребенка или кого-то из взрослых, тут можно и о тайм-ауте подумать;

Наказание должно следовать сразу за совершенным поступком;

Не ругаем за те поступки, которые открылись позже. Если ребенок совершил что-то непозволительное, например, неделю назад, а вы узнали об этом только сегодня, то наказывать его уже поздно. Вы можете выразить ваше недовольство, но наказывать уже не стоит.

Готовность к конфликту. Если вы решили наказать ребенка, то ожидаемо, что он с этим не согласится и начнет защищаться. Поэтому, если вы решили наказать, то будьте в себе уверены и отстаивайте свое мнение;

Ругаем только за те поступки, которые сделаны осознанно. Одно дело, когда ребенок в кухне разливает на ковер чай, потому что оступился (и наказывать тут не за что), и совсем другое – когда может сознательно рисовать на стене;

Нельзя кричать на ребенка из-за своих эмоций. Если вы устали или раздражены, то здесь нет вины ребенка. Лучше скажите ему о том, что вы чувствуете и как вам тяжело;

Если вы наказали ребенка, он уже прощен. Если ребенок понес наказание, то он прощен уже, и будет лишним постоянно ему напоминать о проступке;

Если вы сомневаетесь, наказывать ребенка или нет, то не наказывайте. Бывают ситуации, когда вы не знаете, как реагировать на деяние ребенка, и сомневаетесь в необходимости наказания. В этом случае будет эффективнее объяснить ребенку, в чем была ошибка, нежели наказание;

Обязательное примирение. Как бы сильно не провинился ребенок, перед сном нужно обязательно помириться – обнять, поцеловать, сказать, что вы его все равно любите и он для вас все равно самый любимый и хороший.

Завершая разговор, отметим, что в отношениях с ребенком нужна систематичность и последовательность. В процессе воспитания родители вводят определенные правила или изменяют их. И все это время, пока идет процесс воспитания, ребенок должен их освоить и научится следовать им. Помните, нет ничего лучше, чем профилактика возможных конфликтов. Постарайтесь  с терпением отнестись к шалостям ваших чад.  Пройдет время, и вы с тоской будете вспоминать о проказах своих детей.