Приучайте детей к успеху с детства

8 (800) 77 55 693 (для России)

8 (499) 372 11 96 (для Москвы)

Как научить ребенка говорить «Нет»?

Как научить ребенка говорить «Нет»Нередко родители во время психологических консультаций жалуются, что их ребенок находится под влиянием дурной компании, частенько берет из маминого кошелька деньги. В других же ситуациях, родители сетуют, что их ребенка эксплуатируют одноклассники, которые постоянно просят помочь с уроками и уточняют домашнее задание. Таких ситуаций возникает достаточно много, но объединяет их одно: неумение ребенка вовремя сказать «Нет». Так как же научить ребенка отказывать и говорить «Нет» тогда, когда это нужно?

Существует ряд приемов, которые позволят ребенку говорить «Нет» в различных ситуациях:

➢   Мотивированный отказ, который заключается в том, что родители с ребенком делают «заготовки» отказов. Как привило, подобные заготовки нужны тогда, когда к ребенку регулярно обращаются с той или иной просьбой. Вспоминается случай, когда девочка постоянно выручала свою подружку тем, что покупала ей обед. Подружка же свои деньги на обед тратила на сладости. Когда мама узнала, что ее дочка оплачивает уже более месяца обеды своей подружки из-за страха потерять дружбу, то разъяснила дочке эту ситуацию «по полочкам» и они вместе придумали форму отказа, которая звучала примерно так: «Ты знаешь, я сама на мели. Родители урезали карманные деньги».

Среди других заготовок можно отметить такие: «Ой, извини, я не могу прийти, меня пригласили в гости», «Не могу дать тебе тетрадку по математике, я ее отдала учительнице на проверку».

➢   Отказ без объяснения причин, при этом важно, чтобы ребенок говорил утвердительно и не пускался в объяснения, четко и лаконично «Я не могу». При этом можно ответить слегка грустным тоном, чтобы проситель понял, что настаивать на своем бесполезно. К примеру, если ребенка часто просит понянчить сестренку одноклассница, то девочка может просто сказать, что не может, не оправдываясь перед подружкой.

➢   Отказ с переадресовкой, который предполагает, что ребенок перекладывает ответственность на родителей или учителей. Метод этот достаточно эффективный, т.к. никто не хочет разборок со взрослыми.

Данный способ помог одному мальчику отказать своему другу в предложении пойти в магазин за игрой на другой конец города (мальчик к тому моменту побывал на психологическом тренинге для детей, где как раз учили говорить «Нет» в случаях, когда это нужно). Мальчик сказал своему другу, что он не может, т.к. мама его просила прийти домой сразу после уроков, т.к. утром забыла ключи.

А для того, чтобы отказ был более вежливым можно добавить «К сожалению»,  «Жаль, но…», «Я бы с радостью, однако…», в этом случае отказ будет не столь обидным для просителя, но в то же время покажет, что отказ небезосновательный.

➢   Встречная просьба будет полезна в тех случаях, когда есть подозрения, что кто-то из друзей использует ребенка, без отдачи. И здесь помогут формулировки на подобии «Ну надо же, я как раз тебя хотел(а) попросить помочь!».

Иллюстрировать данный пример может случай, когда одна из девочек-подростков часто просила у подружки взять одежду на время. Родителям со временем эта ситуация стала не нравиться. Да и сама девочка понимала, что ей не хочется обратно получать поношенные и испорченные вещи. Поэтому она сама стала обращаться за просьбой одолжить что-то из вещей у своей горе-подружки. Как-то раз у них состоялся примерно такой диалог:

-Ань, а ты не могла бы мне одолжить свою тунику? Та которая темная и с цепочкой
-Ой, а я ведь как раз хотела попросить у тебя то красное платье, которое ты купила на новый год!
-Не поняла, ты хочешь у меня взять платье?
-Ну да. Оль, а ты против?
-Не знаю даже, оно наверно тебе не пойдет. Ань, ты не обижайся ладно?
-Ладно, хорошо. Знаешь, я ту тунику сама собиралась одеть, так что извини, но одолжить не могу.

➢   Взвешивание «за» и «против» позволит ребенку относиться к каждой просьбе осознанно и ответственно: это научит его понимать, когда действительно важно и нужно помочь и ответить на просьбу положительно, а когда можно и отказать, если для ребенка это невыгодно или даже опасно. Для этого можно разбирать различные ситуации из жизни родителей, самого ребенка, анализировать, что могло бы быть при различных ответах (когда бы ответили на просьбу «Да» и «Нет»).

Подобные приемы позволят избежать конфликтов, но в тоже время ребенок будет защищен от влияния дурной компании и всегда сможет постоять за себя и отстоять свое мнение.

 

Разумовский Денис