Приучайте детей к успеху с детства

8 (800) 77 55 693 (для России)

8 (499) 372 11 96 (для Москвы)

Как правильно делать замечания ребенку

1234Что такое замечание?

Хорошо это или не очень? Нужно ли делать замечания ребенку? Как часто?

Замечание — это мнение о чем-либо увиденном или услышанном. Такие мнения могут быть как положительными («Вижу, ты так чисто прибрался в своей комнате»), так и отрицательными («Опять ты свои вещи по всей квартире раскидал»).

Очень часто в процессе воспитания родители, сами того не замечая, обращаются к отрицательным замечаниям, употребляя всеми любимую частицу «не». Но хитрость в том, что пользы от этого мало.

Ребенок-то все не слушается и не слушается…

И вот, вы уже хватаетесь за голову, думаете, что он все делает назло, и вообще вся ваша работа — «как горох об стену». А иначе и не назовешь. Уже тысячу раз сказано «Не шуми», а он как не слышит. Но ему сложно это услышать. Слишком много «не».

Только представьте себе, как будет чувствовать себя ребенок, если за день в его адрес будет выдано порядка 432 замечаний и негативных оценок и всего 32 позитивные оценки его поступков. А так примерно и бывает, к сожалению. Кстати, не хотите составить статистику своих замечаний ребенку?

Даже младшие школьники, не говоря уже о самых маленьких детях, получают регулярные указные «Прекращай», «Хватит», «Не кричи», «Не ленись», «Не шуми» и т.д. И подобные замечания могут стать серьезной проблемой для ребенка.

Ведь все замечания, с употреблением «не» требуют от него более длительного обдумывания. Представьте, вашему чаду нужно сначала вникнуть в то, что он должен перестать делать, а потом понять, что же все-таки ему нужно сделать, по мнению взрослых. Согласитесь, задача не простая даже для нас с вами.

Было бы куда логичнее давать ребенку прямое указание на нужное действие, то есть без употребления частицы «не». На тренингах для школьников наши психологи всегда используют прямые просьбы, но даже в этом случае порой дети путаются и ждут некоего подвоха. Оказывается, слишком непривычно для них слышать прямые инструкции.

Чтобы было более понятно, представьте себе, что весь день на работе вы бы слышали от руководства указы «Не болтайте с коллегами», «Не сидите без дела», «Не сидите с отчетом так долго». Немного утомительно, не находите? Дети же получают подобные указания сначала в школе, потом и дома.

Но как было проще, если бы чаще звучали фразы с призывом к конкретному действию «Сделай вот так вот».

Самое интересное, что дети быстро привыкают к подобной манере общения. Когда мы проводим выездные детские лагеря, можно легко заметить, как дети общаются друг с другом через привычное «не»: «Не трогай мои вещи», «Не лезь ко мне», «Не надо мне помогать» и т.д. Они привыкли к такой манере разговора и с трудом привыкают к прямым указаниям от тренеров, которые уже давно отказались от подобного стиля общения. К нашей радости, пребывание ребят в наших детских оздоровительных и палаточных лагерях не проходит даром, и дети привыкают общаться иначе, более конструктивно.

Давайте попробуем измениться и мы. Соглашусь, это  не очень-то и просто. Мы с детства слышим от взрослых фразы отрицательных замечаний:

> Не шуми

> Не носись

> Не бери

> Не лги

> Не будь грязнулей

> Не разводи беспорядок

Список этот можно продолжать и дальше. Без сомнения, каждый сможет припомнить еще пару-тройку таких замечаний.

Однако получить положительный результат от деятельности нашего любимого чада гораздо легче, стоит только немного изменить эти фразы. Для этого необходимо строить фразу без «не», объясняя ребенку, что от него требуется. Вместо критики нынешнего поведения призовите ребенка к желательному поведению. На наших тренингах детско-родительских отношений папы и мамы достаточно быстро привыкают к новому стилю общения.

Согласитесь, намного проще сказать:

* Разговаривай потише (вместо «Не ори»)

* Ходи медленнее, пожалуйста (вместо «Не носись»)

* Оставь эту вещь на месте (вместо «Не бери»)

* Скажи правду (вместо «Не лги»)

* Переоденься, пожалуйста (вместо «Не будь грязнулей»)

* Собери все игрушки/вещи на их место, пожалуйста (вместо «Не разводи беспорядок»).

Трудности в самом начале возможны, и скорее всего даже неизбежны, но со временем подобный стиль общения станет привычным, и ребенок начнет слышать все с первого раза. Конечно, никто не обещает абсолютного послушания только из-за смены способа делать замечания, но это уже уверенный шаг вперед в теплые и гармоничные отношения с ребенком.

 

Бабко Екатерина