Приучайте детей к успеху с детства

8 (800) 77 55 693 (для России)

8 (499) 372 11 96 (для Москвы)

Как правильно хвалить ребенка

Как хвалить ребенкаДля мамы и папы их малыш самый изумительный и восхитительный, лучше его нет никого на свете. Легко понять желание родителей отмечать любые достижения ребенка, нахваливая его успехи. И не важно, сколько лет ребенку: год, пять или пятнадцать.

Детей, конечно, надо хвалить, но хвалить надо правильно! А как это «хвалить правильно»? Как хвалить с пользой для ребенка?

На тренингах для родителей психологи советуют следовать основным принципам похвалы:

Хвалить ребенка нужно за дело, подчеркивая достижение ребенка;

В похвале не должно быть никаких сравнений с другими детьми, а также частички «но». Например: «Доченька, мне нравится, как нарисован домик, но елочка слишком маленькая»;

Хвалим только поступок, без перехода на личность ребенка: «Мне нравится, как тебе быстро удалось убраться в комнате» вместо «Молодец, ты так быстро убираешься».

Наши специалисты в ходе тренингов детско-родительских отношений определяют следующие правила, как нужно хвалить ребенка:

Хвалите за выполненные действия. Нужно указать, что именно было сделано хорошо и почему это хорошо. Например, рассматривая рисунок ребенка, можно сказать: «Котик как настоящий получился, даже усики есть» или «Мне нравится, что у домика все прорисовано: и окна, и дверки». Можно указать на то, что ребенок выполнил сложное задание: «Решить самому задачу по математике очень сложно»;

Помимо слов, не забывайте об улыбке, поцелуе и объятии. Такие действия усилят то, что было сказано. На тренингах для родителей дошкольников папам и мамам дается задание — слова и жесты совмещать с объятиями и поцелуями в отношении ребенка (целовать и обнимать своего малыша рекомендуется не менее 8 раз в день). Правило это связано с тем, что дети нуждаются в физическом контакте с родителями, и даже подростки испытывают подобную потребность;

Откажитесь от сравнения ребенка с другими. Во время похвалы не нужно указывать, что ребенок сделал что-то лучше другого ребенка. Это не несет никакой пользы, кроме ложного чувства превосходства;

Не нужно ребенка хвалить за все, что он делает, иначе теряется ценность похвалы. Отмечайте то, что действительно этого стоит. Особенно важно обращать внимание на то, что ребенку раньше не удавалось, а теперь получилось. Допустим, первоклассник раньше не мог сам делать домашнее задание по математике, а теперь он справился самостоятельно с задачей, и папа или мама может сказать: «Мне нравится, что задача решена верно и даже без моей помощи»;

Нельзя через время после похвалы говорить, что его результат был не очень уж и значим. Предположим, ребенок нарисовал картинку и родители сначала восхитились работой, а через время отказались ее вешать на стену, аргументируя тем, что нарисовано криво, и таких картинок уже с сотню, и они все однотипные. Не огорчайте своего малыша! Если уж хвалите, то хвалите.

Отдельно хотелось бы отметить, что не стоит хвалить ребенка за то, что дано ему природой: например, ловкость или гибкость. В детях природой заложено стремление узнавать, познавать и исследовать, и родительские оценки могут только навредить.

Нередко для мам и пап становится открытием, что дети больше нуждаются в присутствии родителей, нежели в их оценке. Когда ребенок обращает на родителей свой взор, чтобы привлечь их внимание, то ответный взгляд родителей, полный любви и нежности, скажет ребенку, что он не один, что родителям небезразлично его занятие.

И еще, при похвальбе лучше всего использовать описательные фразы. То есть, вместо «Какая же ты умничка, и как аккуратно оделась» лучше сказать: «И блузка поглажена, и юбочка чистенькая, и цвета гармоничны. Я вижу, что было многое сделано, чтобы приготовиться к школе».

Или «Ты такая усидчивая, весь день просидела над книгами» заменить на «Ты готовилась к экзамену даже в выходной день, это требует волевых усилий».

Диапазон похвалы очень широк и не ограничивается только «Молодец», «Прекрасно» или «Умничка». Но это не значит, что эти слова теперь нужно забыть и не использовать их совсем. Действия детей могут вызвать очень сильные позитивные эмоции, и было не совсем верно — сдерживать себя в такие моменты. Однако, не останавливайтесь на достигнутом, расширяйте репертуар похвалы, хотя бы для того, чтобы свободно выражать свои чувства ребенку.