8 (800) 77 55 693 (для России)

8 (499) 372 11 96 (для Москвы)

Главная » Статьи » Новые методы воспитания: естественные и логические последствия

Новые методы воспитания: естественные и логические последствия

новые методы воспитанияБез сомнения, самые важные воспитатели в жизни ребенка – его родители. И родители прикладывают все свои усилия, чтобы ребенок вырос хорошим, полезным, и успешным человеком. И невольно осуществляется воспитательный процесс со стороны родителей по отношению к детям.

И сейчас в обществе уделяется очень много внимания вопросам воспитания, происходит переход от авторитарного подхода в воспитании к демократическому стилю воспитания.

Но что могут сделать родители, чтобы сотрудничать с ребенком? Как надо его воспитывать, чтобы детьми и родителями были доверительные и крепкие отношения?

Здесь может оказать хорошее подспорье логические и естественные последствий. Это система общения ребенка и родителя, основанная на том, что ребенок сам соотносит свое поведение с поступками.

Разница между логическими и естественными последствиями заключается в том, что естественные последствия без участия родителей. К примеру, ребенок не собрал вовремя вещи, разбросанные по комнате, а утром, перед школой не смог найти нужную тетрадку сразу же, и опоздал в школу. Опоздание в школу и будет для ребенка естественным наказанием. Плюсом естественных наказаний является то, что учат ребенка в короткие сроки и с пониманием того, что именно было плохо и почему. Стоит отметить, что родителям нужно сдержать желание придумать еще какое-то наказание за проступок – ребенок сам же наказан своим поведением. Также важно и воздержаться от родительских «Я же говорил» или «А я тебя предупреждала».

Для того, чтобы процесс применения естественных последствий носил непринужденный характер и не вызывал внутреннего дискомфорта у родителей, необходимо определить из-за чего чаще всего попадает ребенку? И что произойдет страшного, если родители позволят себе невмешательство? Что будет страшного, если ребенок не уберется в комнате?

После того, как все ситуации были обдуманы и определены ситуации, когда родители могут «отпустить» ситуацию, то можно пустить в ход естественные последствия. При этом важно:

Прекратить повторять ребенку о том, что он должен сделать;

Не угрожать возможными последствиями, пусть ребенок сам столкнется с реальностью;

Не смеяться и не ликовать, если последствия все же наступили, родители должны быть вместе с ребенком, сочувствовать ему и сопереживать.

Логические же последствия оговариваются заранее и вводятся родителями целенаправленно, когда ребенок ведет себя плохо и неподобающе. Ребенок заранее знает, что будет, если он себя так поведет. Поэтому родителям нужно заранее оговаривать с ребенком, что будет в той или иной ситуации. К примеру, девочка подросток за последние полгода теряет третий телефон, которые стоят очень приличные деньги. Эти телефоны у нее просто вытаскивали из заднего кармана брюк. На тренинге детско-родительских отношений, маме порекомендовали купить девочке очень дешевый телефон (оставлять девочку без телефона родители не могли, т.к. часто оставляли ее одну из-за работы) на год (срок определила сама мама). Предложив дома найденное решение, девочка сначала была возмущена, но чрез время согласилась, и таким образом, приняла на себя ответственность за ситуацию.

Стоит отметить ряд правил, которые нужно учитывать в процессе применения логических и естественных последствий.

Последствие должно относиться к неправильному действию. Если родители накажут ребенка за сломанные игрушки отказом в приходе гостей, то такое наказание будет неэффективным. Было бы логичным отказать ребенку в других игрушках и убрать их на время от ребенка. Такое наказание для ребенка будет логичным и понятным.

Последствие должно иметь личный смысл для ребенка. Например, если ребенок регулярно приносит из школы плохие оценки, но ходит с удовольствием в школу танцев, то отказ родителей в дальнейшей оплате занятий будет для ребенка носить личный смысл. Или же, ребенок часто теряет ключи от квартиры и родители вынуждены менять замок, то вместо упреков и криков, мальчику было отказано в покупке нового спортивного костюма в счет покупки нового замка и оплаты услуг плотника.

Ребенок должен заранее знать какие последствия в каких ситуациях его ожидают. То есть все последствия обсуждаются заранее всеми членами семьи, при этом важно, чтобы с этими последствиями были согласны все: и родители, и дети.

Ребенок, зная о последствиях, сам принимает решение как ему поступить. К примеру, одна мама во время психологической консультации сетовала, что ее двое детей не собирают вещи, с естественными последствиями она не согласилась. Поэтому ей было предложено предупредить детей, что все разбросанные вещи будут собраны в специальный ящик и убраны на три дня. Так она и сделала. Сначала дети это правило проигнорировали и остались без тетрадок, телефонов и пульта от телевизора.  В последующих ситуациях, когда дети поняли всю серьезность ситуации, мама всегда давала выбор детям: либо они собирают вещи и наводят порядок, либо мама изымает все разбросанные вещи на три дня. Как правило, дети выбирали первый вариант.

Последствия наступают максимально скоро после того, как произошел инцидент. Дополняя предыдущий пример, стоит отметить, что мама давала детям полчаса на наведение порядка, если дети не укладывались в это время, то все раскиданные вещи изымались.

По времени последствия должны быть непродолжительными (не более двух дней).

В случае нарушения оговоренных правил родители действуют, а не читают нотации. Родители должны быть лаконичны, но решительны. Если за то или иное поведение предусмотрена последствие, то оно должно наступить.

Как правило, дети соглашаются с новой системой отношений и не протестуют, но родителям приходится брать на себя дополнительную ответственность.  Но со временем, затраченные усилия возместятся теплыми отношениями с детьми и крепкой семьей.

Бабко Екатерина